ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. Одной из наиболее актуальных проблем
дошкольной логопедии является повышение эффективности коррекционно-развивающей
работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического
развития. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что нарушение
фонематического восприятия негативно влияет не только на процесс
коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного учреждения, но и на весь
последующий процесс обучения и психического развития ребенка.
Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие
речи, фонематическое восприятие, задержка психического развития, старший
дошкольник, тьюторское сопровождение.
На
сегодняшний день одной из наиболее распространенных форм речевой патологии у
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы
родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем [4].
Развитие
логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р.
М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) показало, что в
случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной
степени ухудшаться и его восприятие. Р. Е. Левина на основе психологического
изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического
восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено,
что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается
незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние
фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
Уровень
сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и
умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в
зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того,
является ли это недоразвитие первичным или вторичным. Вторичное недоразвитие
фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии,
имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих
случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое
является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и
низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и
ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического
восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности
действия звукового анализа ниже, чем при вторичном [5, 6]. Несформированность
произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, [Р]
звуком [Л], [С] и [Ш] звуком [Ф] и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и
шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по
артикуляции взрывными звуками [Т], [Т’], [Д], [Д’]. В других случаях процесс
дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков
ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук [Щ] вместо
[Ш], вместо [Ч] — [Т’] и т. п.
У детей
с ЗПР с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная
зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных
звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже
фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между
произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно
произносить 2 – 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных
групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое
недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение
специализированных заданий вскрывает сложную патологию [1]. У детей с задержкой
психического развития с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая
смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и
четкость речи. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они
хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой
деятельностью.
Раннее
выявление детей с задержкой психического развития с фонетико-фонематическим
недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков
устной речи в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма [2].
Содержанием
коррекционной работы является фактический материал, который дети должны
усвоить, на базе которого они смогут адекватно ориентироваться в окружающей
действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
Основной
задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является
социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его
адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к
взаимодействию с другими взрослыми. Профессия тьютора приобретает здесь особое
значение. Целью деятельности тьютора является не только включение ребенка в
среду общеобразовательного учреждения, но и помощь в усвоении соответствующих
общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении [3]. При
необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны
ближайшего развития ребенка, его ресурсы, с учетом индивидуальных физических и
психических особенностей.
Тьютор
становится связующим звеном, обеспечивающим координацию совместной деятельности
педагогов, логопедов, дефектологов, психологов и родителей на каждом этапе
образовательного процесса, что значительно повышает его эффективность в целом и
способствует успешному включению ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в образовательную среду.
Литература:
1. Детская
логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«Специальная дошкольная психология и педагогика» / Денисова О. А. и др. / под.
ред. В. И. Селивёрстова. М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 175 с.
2. Екжанова
Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и
упражнениях: Методика коррекционно-педагогической работы в начальных классах
общеобразовательной школы. – СПб.: Каро, 2013. – 272 с.
3. Ковалева,
Т.М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации /
Т.М. Ковалева // На путях к новой школе. - 2009. - №1. – С. 7-15.
4. Поваляева М. А.
Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
5. Русецкая М.Н. Нарушение
чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. -
СПб.:КАРО, 2007. – 192 с.
6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи
и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1997. – 255 с.
Комментарии
Отправить комментарий