Применение программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

Применение программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития


Введение

 

Развитие науки и техники постоянно обогащает арсенал методик современного логопеда. Возможности искусственного интеллекта по распознаванию речи и жестов человека открывают новые способы коррекционной работы. Новым инструментом речевого и эмоционального развития детей стал программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe»[7]. Комплекс особенно интересен и эффективен в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Особенности данной категории детей предъявляют высокие требования к способности логопеда обеспечить психологический комфорт и высокий уровень мотивации во время проведения занятий [4]. «Умное зеркало» позволяет проводить не только логопедическое обследование речи ребенка, развивать речевое дыхание, совершенствовать мелкую моторику, звукопроизношение, навыки связного речевого высказывания, но и формировать и развивать фонематический слух.

Фонематический слух является основой речевой деятельности. Способность ребенка к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи, особенно близкие по звучанию фонемы, и определять их последовательность является необходимой базой не только для формирования правильных артикуляционных укладов, но и фундаментом для появления грамотной письменной речи в период школьного обучения [2]. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

 

 

1 Теоретические аспекты использования программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

Задержка психического развития (далее ЗПР) представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.

Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы резидуального или генетического характера. Для понимания особенностей развития детей с ЗПР важны данные клинических исследований. Экспериментально выделены дизонтогенетический и энцефалопатический варианты ЗПР.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Данная популяция детей отличается гетерохронностью проявлений отклонений в развитии, различной степенью их выраженности, разным прогнозом последствий.

Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных функций с сохранными. Могут наблюдаться первичные нарушения, как отдельных структур коры головного мозга, так и в различных сочетаниях. Разнообразные вторичные наслоения ещё более усиливают внутригрупповые различия.

Принципы реализации инклюзивного образования предполагают модернизацию системы образования под особенности и возможности ребенка, путем построения адаптированных образовательных программ и обеспечения специальных условий, исключающих любую дискриминацию и обеспечивающих равное отношение ко всем детям. Трудности в учебной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают сопротивление и отсутствие интереса. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, которые выявляются в процессе психолого-педагогической диагностики [6].

Самым распространенным речевым нарушением среди детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является общее недоразвитие речи, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Фонематические процессы являются важным звеном в развитии этой системы. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза, и только достаточный уровень развития фонематических процессов обеспечивает основу для качественного становления остальных компонентов. Грамотная речь является важнейшим условием полноценного развития человека. Трудности в процессе речевого развития влияют на познавательную и коммуникативную деятельность. Устойчивые затруднения приводят к дезадаптации детей [5].

Исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, взаимосвязи различных сторон психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.). Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.

Для дошкольников с задержкой психического развития характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения над мономорфными. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков. На первом месте среди звукопроизносительных расстройств у дошкольников с ЗПР находятся дефекты произношения сонорных звуков Л, Р, далее следуют дефекты произношения свистящих и шипящих звуков. Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. Речевой дефект определяется как фонетико-фонематический.

Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ЗПР.

Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. У детей данной категории нарушены процессы дифференциации различных видов интонации, их имитация, а также самостоятельное воспроизведение.

У дошкольников с ЗПР отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способность детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Имеющееся у дошкольников с ЗПР недоразвитие аналитико-синтетической деятельности определяет нарушения этих процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов, тем самым значительно осложняя картину звукопроизносительного расстройства.

Необходимо отметить тот факт, что у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза с преимущественным недоразвитием познавательной деятельности нарушения аналитико-синтетических процессов являются более выраженными, чем у дошкольников, имеющих задержку психического развития с преобладанием нарушений эмоционально-волевой сферы.

Фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Происходит задержка в овладении звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. Многим детям недоступно выполнение операций фонематического синтеза. При исследовании фонематических представлений, проявляется не только неспособность детей составить слово из определенного количества звуков, но и определить количество звуков в слове. Уровень фонематического восприятия детей, как правило, коррелирует с выраженностью лексико-грамматического недоразвития речи.

Таким образом, фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа.

Развитие фонематических процессов влияет на формирование перцептивных, когнитивных и регулятивных функций ребенка. Работа по совершенствованию фонематических процессов начинается еще в раннем дошкольном возрасте с развития сначала неречевого, а затем речевого слуха. Дети учатся анализировать звучание музыкальных инструментов, голоса животных, звуки природы и окружающего их мира. На следующем этапе их внимание привлекается к анализу звуков речи. Эта сложная и кропотливая работа ведется в соответствии с ведущим видом деятельности детей на данном этапе развития. Только игровая форма проведения занятий обеспечивает устойчивый психологический контакт  и создает условия для получения необходимых навыков. Чем разнообразнее инструменты работы с детьми дошкольного возраста, тем эффективнее выполняются обучающие задачи.

Программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe» позволяет в игровой форме   развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Работа начинается с распознавания неречевых звуков. Узнавая голоса домашних животных и подражая им, дети развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, затем различают слова, близкие по звуковому составу, и, наконец, различают слоги и фонемы родного языка.

 

 

2 Практико-ориентированные основы использования программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

К целевым ориентирам в контексте речевого развития на этапе завершения дошкольного образования относится образование предпосылок грамотности. Важность этих ориентиров заключается ещё и в том, что их освоение подводит обучающегося к возникновению учебной деятельности.

Одной из главных проблем построения учебной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является их крайне слабая мотивированность к выполнению трудных и длительных логопедических заданий. Использование программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» позволяет самые трудные и скучные этапы работы с логопедом превратить в увлекательную игру. Ребёнок видит себя, свои действия, контролирует их через обратную связь от персонажей, осваивая начальные формы личностной рефлексии. Умное зеркало, путём распознавания качества выполнения упражнения, даёт обратную связь, а в полуавтоматическом режиме – логопед сам определяет качество выполнения упражнения и, нажатием на клавишу, определяет обратную связь от игрового персонажа в умном зеркале. Это мотивирует ребёнка на дальнейшее всё более качественное выполнение заданий, и помогают ему в этом яркие анимации и добрые весёлые персонажи игры.

Важным аспектом является развитие самостоятельности и самоконтроля. Ребёнок видит себя и процесс выполнения задания, на этом же пространстве он видит слово и его написание, подсказки для произношения звуков, а также необходимый иллюстративный дидактический материал. Ребёнок сам выбирает вид деятельности прямо на занятии. Он может выбирать игры и каждая из выбранных игр, будет способствовать педагогической цели и задачам на сегодняшнее занятие. Так, ребёнок принимает и сохраняет цели и задачи деятельности, производит поиск средств их осуществления.

Трудности концентрации преодолеваются посредством расположения дидактического материала в поле зрения ребёнка, таким образом, у него появляется возможность самоконтроля выполнения упражнения. Ребёнок видит слово, картинку, педагога и себя в едином пространстве. Благодаря умному зеркалу нет необходимости переводить внимание на стол, что экономит ценные минуты на занятии. Так, дети активно используют средства современных информационных и коммуникационных технологий – мы формируем грамотного пользователя цифровых технологий и снижаем риск опасностей в сети.

Дидактический материал в электронном варианте разнообразен и ограничен только фантазией педагога. Электронные дидактические материалы экономят время подготовки педагога ко встрече с ребёнком и дают возможность в течение занятия варьировать задания гибко и быстро. Это значительно упрощает педагогу процесс подготовки к занятию и даёт возможность посвятить больше сил и времени непосредствено занятиям с детьми в пространстве умного зеркала.

Зеркало совмещает в себе программное обеспечение, конструктор и хранилище для занятий и домашнего задания, видеокамеру для фиксации занятий, журнал для отслеживания динамики ребёнка, органайзер рабочего пространства логопеда. Все материалы для занятий создаются и хранятся в умном зеркале, что создаёт функциональное и свободное пространство.

Для проведения практической работы по коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с ЗПР была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 12 человек с ОНР III  уровня, 1 ребенок с ОНР II уровня и 1 ребенок с ОНР I уровня. Низкий уровень успешности двух испытуемых объясняется сложным речевым расстройством, при котором страдает формирование всех компонентов речевой системы. 

На этапе констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности испытуемых: фонематическое недоразвитие проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Происходит задержка в овладении звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук), проявляется смешение заданных звуков с другими, менее сходными.

Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.

Таким образом, фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа – при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

Для проведения коррекционной работы по развитию навыков фонематического анализа были использованы интерактивные игры программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme», которые решали следующие задачи:

• развитие фонематического слуха и восприятия;

• развитие речеслухового внимания и памяти;

• закрепление навыка нахождения места звука в слове;

• автоматизация навыка произношения звуков [к], [г], [т], [д], [с], [з],  [ц], [ш], [щ], [ч], [л], [р];

• совершенствование навыка дифференциации звуков [т]-[т`], [д]-[д`], [к]-[к`], [г]-[г`], [с]-[с`], [з]-[з`], [р]-[р`], [л]-[л`];

 • формирование орфографической зоркости.

Ребёнок произносит звук, слог или слово в микрофон, а программа распознаёт речь ребенка и в игре происходит действие персонажа. Для совершенствования навыков дифференциации звуков ребёнок слышит заданный голосовым сопровождением игры звук и хлопает один раз (правильно) или два раза (неправильно). Действие в интерактивной игре продолжается дальше при правильном ответе или сказочный персонаж игры, в случае неправильного действия ребенка, жестом показывает, что ответ не верен, а цель игрового действия не достигается. Интерфейс игры предусматривает возможность выбора этапов работы: звук твёрдый/мягкий, слог с твёрдым/мягким звуком, слово с твёрдым/мягким звуком.

Во время проведения игры предусмотрена возможность дополнительного поощрения ребенка. При успешном прохождении заданий дети набирают «светлячков», которые затем используются в работе по звуковому анализу.

Для проведения коррекционной работы по развитию навыков фонематического синтеза был использован инструмент «Конструктор», позволяющий гибко реагировать на индивидуальные особенности ребенка и  создавать собственные методические наработки из предлагаемого программно-методическим комплексом материала. На экране детям предлагался набор картинок, а логопед озвучивал набор звуков одного из изображений, если ребенок правильно называл обозначенное звуками слово, то поощрялся светлячками, которые в заключение игры использовались для работы по формированию фонематических представлений. Ребенку нужно было придумать слово с соответствующим количеству набранных светлячков звуков. Также, для формирования фонематических представлений, ребенку предлагалось выбрать, из нескольких изображений, соответствующие заданному количеству звуков.

Для проведения констатирующего эксперимента научно-исследовательской работы была выбрана методика Р.И. Лалаевой [3] Методика рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность.

В процессе диагностики дети выполняли задания по выделению звука на фоне слова, определения первого и последнего звука в слове, места звука в слове, их количества и последовательности, определение «соседей» звука, его позиционного места, задания на фонематический синтез и исследование фонематических представлений.

1) Фонематический анализ

1.1. Выделение звука на фоне слова.

1.2. Определение первого и последнего звука в словах.

1.3. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

1.4. Определение количества звуков в словах.

1.5. Определение последовательности звуков.

1.6. Определение «соседей» звука в слове.

1.7. Определение позиционного места звука в слове (какой по счету звук в слове?).

2) Фонематический синтез.

2.1. Узнавание слова по воспроизведению последовательности его звуков.

3) Фонематические представления.

3.1. Придумывание слов из определенного количества звуков.

3.2. Нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.

Критерием оценки служит количество правильно выполненных заданий.

Количественная обработка материалов эксперимента проведена на основе побалльной оценки.

 1) на основе побалльной оценки вычисляется коэффициент выполнения заданий по формуле К = х/у, где х – сумма баллов, полученных при выполнении заданий; у – максимальное количество баллов при выполнении данных заданий.

2) на основе подсчета правильно выполненных заданий в группе определяется уровень успешности (в %) по формуле

У = (N1 100): N, где N1 - количество правильно выполненных заданий, N - общее количество заданий (Приложение А, Таблица 1).

Качественный анализ результатов исследования показывает, что уровень успешности в группе испытуемых распределялся в пределах от 0 до 24,3 %.

В соответствии с уровнем успешности испытуемые были распределены на контрольную и экспериментальную группы по 7 человек в каждой группе с уровнями успешности контрольной группы 66,3 и экспериментальной 60,2.

Использование в процессе проведения логопедических занятий в экспериментальной группе программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в течение 2 месяцев (8 индивидуальных занятий с каждым ребенком) позволило повысить уровень мотивации и самоконтроля детей. Дети стали успешнее в выполнении заданий по выделению звука на фоне слова, определения первого и последнего звука в слове, места звука в слове, их количества и последовательности, определении «соседей» звука, позиционного места звука, заданий на фонематический синтез и фонематические представления.  

Уровень успешности экспериментальной группы после проведения коррекционной работы составил 86,7%. Расчет Т-критерия Вилкоксона [1] показал, что показатели после проведения коррекционной работы превышают значения показателей до проведения эксперимента (Таблица 1). Эмпирическое значение Т-критерия Вилкоксона попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр(0,01).

Таблица 1.

Расчет Т-критерия Вилкоксона для показателей уровня успешности экспериментальной группы

До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо-tпосле)

Абсолютное значение разности

24.3

35.4

11.1

11.1

3.3

3.9

0.6

0.6

4.4

6.6

2.2

2.2

0

0.6

0.6

0.6

17.7

28.2

10.5

10.5

5.5

6.6

1.1

1.1

5.0

5.5

0.5

0.5

 

 

Уровень успешности контрольной группы составил 82,9%. Расчет Т-критерия Вилкоксона показал, что показатели после проведения коррекционной работы превышают значения показателей до проведения эксперимента. После исключения нулевых сдвигов (Таблица 2) эмпирическое значение Т-критерия Вилкоксона попадает в зону значимости: Тэмп<Ткр(0,01).

Таблица 2.

Расчет Т-критерия Вилкоксона для показателей уровня успешности контрольной группы

До измерения, tдо

После измерения, tпосле

Разность (tдо-tпосле)

Абсолютное значение разности

Ранговый номер разности

5.0

6.1

1.1

1.1

1

24.3

30.4

6.1

6.1

5

11.0

13.3

2.3

2.3

3

4.4

6.1

1.7

1.7

2

19.9

25.4

5.5

5.5

4

Сумма

 

 

 

15

 

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности выполняемой коррекционной работы в контрольной и экспериментальной группах, т.е. как с использованием программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme», так и без использования программно-методического комплекса.

Уровень успешности в контрольной группе вырос на 82,9% - 66,3%­ = 16,6%, а в экспериментальной группе вырос на 86,7% – 60,2% = 26,5%. Можно отметить, что положительная динамика в развитии фонематических процессов более выражена в экспериментальной группе, сумма показателей успешности здесь выше на 26,5% - 16,6% = 9,9%.

 

Заключение

 

Таким образом, использование программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» повысило эффективность занятий по развитию навыков выделения звука на фоне слова, определения первого и последнего звука в слове, места звука в слове, их количества и последовательности, определение «соседей» звука, его позиционного места в слове, заданий на фонематический синтез и фонематические представления. Сократило трудозатраты на этапе подготовки логопедических занятий. Эффективность применения программно-методического комплекса подтверждают результаты статистической обработки результатов исследования.  

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Использование моделей и схем в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности