Автоматизация звуков
Автоматизация звуков
https://disk.yandex.ru/d/K2ZU_48To4Bltg
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков
[С], [С’], [З], [З’], [Ц]
1.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые
зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2.
«Хоботок»
— вытянуть губы вперёд
трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.
«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз -
"Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только
губы. Повторять по 5-6 раз.
4.
«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык
на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном,
расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
5.
«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке,
высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или
карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были
неподвижны.
6.
«Чистим
зубы» — открыть широко
рот, улыбнуться, показав зубы. Затем кончиком языка «чистить зубы» изнутри,
двигая им влево-вправо (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен
находиться за зубами. Губы улыбаются все врёмя, нижняя челюсть не двигается.
Повторить по 5-6 движений в каждую сторону.
7.
«Качели» - рот открыт, губы в улыбке, поднять
кончик языка за верхние зубы, затем опустить кончик языка за нижние зубы.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
8.
«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться,
показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка языка поднимается
вверх. Язык твёрдый, не «вываливается» на зубы. Удерживать в таком положении
под счёт до 5-10. Повторить 4-5 р.
Рекомендации
к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что
делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Если вы не поняли, как выполнять то или
иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.
УСПЕХОВ ВАМ!!!
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
1.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые
зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2.
«Хоботок»
— вытянуть губы вперёд
трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.
«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз -
"Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только
губы. Повторять по 5-6 раз.
4.
«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык
на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном,
расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
5.
«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке,
высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или
карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были
неподвижны.
6.
«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и
оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
7.
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка
облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
8.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык
присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
9.
«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью
к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать
рот, растягивая подъязычную связку.
10.
«Чашечка» — широко открыть рот, улыбнуться, высунуть
язык изо рта, подняв кончик и боковые края языка, образуя «чашечку». Удерживать
так 5-10 с. Повторить 4-5 р.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что
делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Если вы не поняли, как выполнять то или
иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.
УСПЕХОВ ВАМ!!!
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Р], [Р’]
1.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые
зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2.
«Хоботок»
— вытянуть губы вперёд
трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.
«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз -
"Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только
губы. Повторять по 5-6 раз.
4.
«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык
на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном,
расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
5.
«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке,
высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или
карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были
неподвижны.
6.
«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и
оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
7.
«Вкусное варенье» — широким плоским кончиком языка
облизать верхнюю губу сверху вниз. Повторить 3-5 раз.
8.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык
присосать к твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
9.
«Гармошка» - присосать спинку языка всей плоскостью
к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Не отпуская языка, закрывать и открывать
рот, растягивая подъязычную связку.
10. «Маляр» — широко открыть
рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по
твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
11.
«Дятел» – рот открыт, губы в
улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно
барабанить широким кончиком зыка по верхней десне: д-д-д-д, постепенно убыстряя
темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке,
звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно
задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает
язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Если вы не поняли, как выполнять то или
иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.
УСПЕХОВ ВАМ!!!
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л], [Л’]
1.
«Заборчик» — широко улыбнуться, показать сжатые
зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с.
Повторить 4-5 р.
2.
«Хоботок»
— вытянуть губы вперёд
трубочкой (зубы сжаты). Удерживать в таком положении 5-7 с. Повторить 4-5 р.
3.
«Заборчик» - «Хоботок» - чередовать упражнения, на раз -
"Заборчик", на два - "Хоботок". Нижняя челюсть не двигается, двигаются только
губы. Повторять по 5-6 раз.
4.
«Лопатка» - рот открыт, губы в улыбке, положить язык
на нижнюю губу «лопаткой», боковые края касаются углов рта. В спокойном,
расслабленном состоянии удерживать язык под счёт до 5-10.
5.
«Иголка» - рот открыт, губы растянуты в улыбке,
высунуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигаемому от языка пальцу или
карандашу, сильно вытягивать язык вперёд. Следить, чтобы губы и челюсть были
неподвижны.
6.
«Лошадка» - рот закрыт, присосать к нёбу язык и
оторвать со щелчком. «Пощёлкай язычком, как лошадка стучит копытами».
7.
«Грибок» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык присосать к
твёрдому нёбу. Удерживать под счёт до 5-10.
8. «Маляр» —
широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок»,
двигая им по твёрдому нёбу вперёд-назад. Повторить по 5—6 раз в каждую сторону.
9. «Индюк» - рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на
верхнюю губу и производить движения вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от
губы, как бы поглаживать её. Сначала нужно производить медленные движения,
потом, постепенно убыстряя темп, добавить звук голоса, пока не послышатся звуки
бл-бл (как индюк «болбочет»).
10. «Парус»
- рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка за верхними зубами в форме
«паруса». Удерживать под счёт до 5-10 раз.
11. «Пароход гудит» - губы в улыбке, зубы
«заборчиком», кончик языка зажать между зубами, длительно произносим звук ы.
Рекомендации к проведению упражнений:
- Сначала упражнения надо выполнять
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что
делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем темп упражнений можно увеличить и
выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись
точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься ежедневно, 1-2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Если вы не поняли, как выполнять то или
иное упражнение, лучше подойти за консультацией к учителю-логопеду.
УСПЕХОВ ВАМ!!!