Использование моделей и схем в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности
Развитие
пространственных представлений проводится в рамках занятий по развитию связной
речи.
Употребление
предлогов вызывает у детей особые трудности не только при составлении
правильных предложно-падежных конструкций, но и при анализе самого
пространственного расположения предметов.
Задача
определения пространственного расположения предметов решается через выполнение
заданий по изменению их расположения.
Задания по изменению положений собственных рук, перемещение собственного
тела, реальных предметов и предметов их замещающих, определение их
местонахождения является первым этапом в понимании значения предлогов.
Этому
способствуют следующие задания:
- положите
руки на стол, под стол, поднимите руки вверх, опустите вниз, поднимите правую
руку, левую руку, повернитесь назад, влево, вправо, выйди вперед, встань
позади, около, возьми кубик, который лежит в коробке (под коробкой, на коробке,
за коробкой)…
- ответы
детей на вопросы: - кто стоит перед Наташей, кто стоит за Леной, кубики лежат
наверху или внизу…
- конструирование
из кубиков по заданию логопеда – поставьте кубик на кубик, это будет стена, за
стеной ставим стол, у стола стоит матрешка...
(демонстрация
видеофрагмента)
Схемы
предлогов помогают закрепить это понимание. Демонстрация карточек с графическим
изображением предлогов может сопровождаться наглядными примерами перемещения
солнечного зайчика и определением его местоположения (на окне, на полу, на
шкафу…). Небольшие рассказы, с употреблением предлогов, сопровождаются
демонстрацией иллюстраций, а затем задаются вопросы, ответы на которые
подразумевают использование изучаемого предлога (Куда сели птички? – На
дерево…). Озвучиваются предложения с сознательным пропуском предлогов и
внимание детей обращается на изменение смысла высказывания, точнее на его
бессмысленность (положите кубик … стул). Такие задания делают очевидным сам
смысл использования и употребления предлогов. Схемы предлогов используются на
занятиях и как сигнальные карточки, обозначающие употребление предлога в
рассказе логопеда. И, конечно, дети всегда с большим удовольствием находят и
исправляют ошибки в речи сказочных героев: «Яблоки упали на яблоню».
(демонстрация
видеофрагмента)
Схемы
выявляют общее в определении пространственного расположения предметов и
облегчают процесс дифференциации предлогов.
На
этом этапе можно использовать задания следующего содержания: детям раздаются
карточки со схемами противоположных по значению предлогов (на/под, на/в, к/от…)
и дается задание сигнализировать карточками при употреблении в тексте
соответствующих предлогов. Составляются предложения с использованием двух
одинаковых предметных картинок и двух разных схем предлогов, используются
речевые игры и упражнения
-
«Скажи
наоборот» (к двери – от двери…),
-
«Хлопки»
(если услышите маленькое слово «К» – хлопните 1 раз, «ОТ» – 2 раза),
-
«Кто больше» соревнования команд по
составлению предложений с противоположными по значению предлогами,
-
«Исправьте ошибки Незнайки» (Мама подошла от
дерева, Коля отбежал к дому…).
(демонстрация
видеофрагмента)
Задача
по использованию предлогов в составлении предложений упрощается благодаря
наличию визуальной опоры в виде схем. Ее поэтапное решение, через наглядное
выполнение действий, описание сюжетных картин, использование предметных картин
и схем предлогов, составление предложений по схемам и предложенным словам и,
наконец, по одной только схеме предлога, помогает ребенку шаг за шагом
сформировать навыки употребления предлогов и практически овладеть правилами
построения предложно-падежных конструкций.
На
этом этапе дети дополняют пропуски предлогов в неправильно составленных
предложениях сказочных героев (Собака сидит … будке ). В соответствии с заданием занимают положение в
пространстве (Оля встань за Леной а затем рассказывают, кто и где находится
(Миша стоит за Леной ). Расставляют по порядку сказочных героев в сказке
«Репка». Составляют предложения с использованием сюжетных картинок и схем
предлогов, выбирают сюжетные картинки, по которым можно составить предложения к
определенной схеме предлога. Играют с
фигурками зверей в прятки (речевая игра «Кто где
спрятался?»), составляют предложения с предметными картинками (к предметным
картинкам мышка – кошка задается вопрос: «Кто от кого убегает?»), составляют
предложения по схеме предлога и схемы предложений с предлогами.
(демонстрация
видеофрагмента)
Таким
образом, использование моделей и схем, в
последовательном прохождении рассмотренных нами этапов, активизирует познавательную деятельность
детей, с помощью моделей они учатся обобщенно представлять существенные
признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Схемы
помогают обобщать, выделять существенные признаки предметов и явлений. Они
становятся опорой практической деятельности. Использование знаковых моделей
развивает умственные способности и познавательно-речевую деятельность. У
ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования
(использование условных обозначений, схем, символов и знаков), появляется
возможность использовать заместители и знаковые модели для выполнения
мыслительных операций и заранее «видеть» возможные результаты собственных
действий.
Комментарии
Отправить комментарий