Использование моделей и схем в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности

 

Развитие пространственных представлений проводится в рамках занятий по развитию связной речи.

Употребление предлогов вызывает у детей особые трудности не только при составлении правильных предложно-падежных конструкций, но и при анализе самого пространственного расположения предметов.

Задача определения пространственного расположения предметов решается через выполнение заданий по изменению их расположения.  Задания по изменению положений собственных рук, перемещение собственного тела, реальных предметов и предметов их замещающих, определение их местонахождения является первым этапом в понимании значения предлогов.

Этому способствуют следующие задания:

-      положите руки на стол, под стол, поднимите руки вверх, опустите вниз, поднимите правую руку, левую руку, повернитесь назад, влево, вправо, выйди вперед, встань позади, около, возьми кубик, который лежит в коробке (под коробкой, на коробке, за коробкой)…

-      ответы детей на вопросы: - кто стоит перед Наташей, кто стоит за Леной, кубики лежат наверху или внизу…

-      конструирование из кубиков по заданию логопеда – поставьте кубик на кубик, это будет стена, за стеной ставим стол, у стола стоит матрешка...

(демонстрация видеофрагмента)

Схемы предлогов помогают закрепить это понимание. Демонстрация карточек с графическим изображением предлогов может сопровождаться наглядными примерами перемещения солнечного зайчика и определением его местоположения (на окне, на полу, на шкафу…). Небольшие рассказы, с употреблением предлогов, сопровождаются демонстрацией иллюстраций, а затем задаются вопросы, ответы на которые подразумевают использование изучаемого предлога (Куда сели птички? – На дерево…). Озвучиваются предложения с сознательным пропуском предлогов и внимание детей обращается на изменение смысла высказывания, точнее на его бессмысленность (положите кубик … стул). Такие задания делают очевидным сам смысл использования и употребления предлогов. Схемы предлогов используются на занятиях и как сигнальные карточки, обозначающие употребление предлога в рассказе логопеда. И, конечно, дети всегда с большим удовольствием находят и исправляют ошибки в речи сказочных героев: «Яблоки упали на яблоню».

(демонстрация видеофрагмента)

Схемы выявляют общее в определении пространственного расположения предметов и облегчают процесс дифференциации предлогов.

На этом этапе можно использовать задания следующего содержания: детям раздаются карточки со схемами противоположных по значению предлогов (на/под, на/в, к/от…) и дается задание сигнализировать карточками при употреблении в тексте соответствующих предлогов. Составляются предложения с использованием двух одинаковых предметных картинок и двух разных схем предлогов, используются речевые  игры и упражнения

-         «Скажи наоборот» (к двери – от двери…),

-         «Хлопки» (если услышите маленькое слово «К» – хлопните 1 раз, «ОТ» – 2 раза),

-          «Кто больше» соревнования команд по составлению предложений с противоположными по значению предлогами,

-          «Исправьте ошибки Незнайки» (Мама подошла от дерева, Коля отбежал к дому…).

(демонстрация видеофрагмента)

Задача по использованию предлогов в составлении предложений упрощается благодаря наличию визуальной опоры в виде схем. Ее поэтапное решение, через наглядное выполнение действий, описание сюжетных картин, использование предметных картин и схем предлогов, составление предложений по схемам и предложенным словам и, наконец, по одной только схеме предлога, помогает ребенку шаг за шагом сформировать навыки употребления предлогов и практически овладеть правилами построения предложно-падежных конструкций.

На этом этапе дети дополняют пропуски предлогов в неправильно составленных предложениях сказочных героев (Собака сидит … будке ).  В соответствии с заданием занимают положение в пространстве (Оля встань за Леной а затем рассказывают, кто и где находится (Миша стоит за Леной ). Расставляют по порядку сказочных героев в сказке «Репка». Составляют предложения с использованием сюжетных картинок и схем предлогов, выбирают сюжетные картинки, по которым можно составить предложения к определенной схеме предлога.  Играют с фигурками зверей в прятки (речевая игра «Кто где спрятался?»), составляют предложения с предметными картинками (к предметным картинкам мышка – кошка задается вопрос: «Кто от кого убегает?»), составляют предложения по схеме предлога и схемы предложений с предлогами.

(демонстрация видеофрагмента)

Таким образом, использование моделей и схем, в последовательном прохождении рассмотренных нами этапов,  активизирует познавательную деятельность детей, с помощью моделей они учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Схемы помогают обобщать, выделять существенные признаки предметов и явлений. Они становятся опорой практической деятельности. Использование знаковых моделей развивает умственные способности и познавательно-речевую деятельность. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и знакового моделирования (использование условных обозначений, схем, символов и знаков), появляется возможность использовать заместители и знаковые модели для выполнения мыслительных операций и заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Применение программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития