ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

 

Развитие науки и техники постоянно обогащает арсенал методик современного логопеда. Возможности искусственного интеллекта по распознаванию речи и жестов человека открывают новые способы коррекционной работы. Новым инструментом речевого и эмоционального развития детей стал программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe»[3]. Комплекс особенно интересен и эффективен в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Особенности данной категории детей предъявляют высокие требования к способности логопеда обеспечить психологический комфорт и высокий уровень мотивации во время проведения занятий [2]. «Умное зеркало» позволяет проводить не только логопедическое обследование речи ребенка, развивать речевое дыхание, совершенствовать мелкую моторику, звукопроизношение, навыки связного речевого высказывания, но и формировать и развивать фонематический слух.

Фонематический слух является основой речевой деятельности. Способность ребенка к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи, особенно близкие по звучанию фонемы, и определять их последовательность является необходимой базой не только для формирования правильных артикуляционных укладов, но и фундаментом для появления грамотной письменной речи в период школьного обучения [1]. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

Таким образом, развитие фонематических процессов влияет на формирование перцептивных, когнитивных и регулятивных функций ребенка. Работа по совершенствованию фонематических процессов начинается еще в раннем дошкольном возрасте с развития сначала неречевого, а затем речевого слуха. Дети учатся анализировать звучание музыкальных инструментов, голоса животных, звуки природы и окружающего их мира. На следующем этапе их внимание привлекается к анализу звуков речи. Эта сложная и кропотливая работа ведется в соответствии с ведущим видом деятельности детей на данном этапе развития. Только игровая форма проведения занятий обеспечивает устойчивый психологический контакт  и создает условия для получения необходимых навыков. Чем разнообразнее инструменты работы с детьми дошкольного возраста, тем эффективнее выполняются обучающие задачи.

Программно-методический комплекс «Умное зеркало ArtikMe» позволяет в игровой форме   развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Работа начинается с распознавания неречевых звуков. Узнавая голоса домашних животных и подражая им, дети развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, затем различают слова, близкие по звуковому составу, и, наконец, различают слоги и фонемы родного языка.

Интерактивные игры решают следующие задачи:

• развитие речеслухового внимания и памяти;

• закрепление навыка нахождения места звука в слове;

• автоматизация навыка произношения звуков [к], [г], [т], [д], [с], [з],  [ц], [ш], [щ], [ч], [л], [р];

• совершенствование навыка дифференциации звуков [т]-[т`], [д]-[д`], [к]-[к`], [г]-[г`], [с]-[с`], [з]-[з`], [р]-[р`], [л]-[л`];

 • формирование орфографической зоркости.

Ребёнок произносит звук, слог или слово в микрофон, а программа распознаёт речь ребенка и в игре происходит действие персонажа. Для совершенствования навыков дифференциации звуков ребёнок слышит заданный голосовым сопровождением игры звук и хлопает один раз (правильно) или два раза (неправильно). Действие в интерактивной игре продолжается дальше при правильном ответе или сказочный персонаж игры, в случае неправильного действия ребенка, жестом показывает, что ответ не верен, а цель игрового действия не достигается. Интерфейс игры предусматривает возможность выбора этапов работы: звук твёрдый/мягкий, слог с твёрдым/мягким звуком, слово с твёрдым/мягким звуком. Также имеется инструмент «Конструктор», позволяющий гибко реагировать на индивидуальные особенности ребенка и  создавать собственные методические наработки из предлагаемого программно-методическим комплексом материала.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Применение программно-методического комплекса «Умное зеркало Artikme» в коррекции фонематических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Использование моделей и схем в развитии пространственных представлений у детей с ЗПР в группах компенсирующей направленности