ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «УМНОЕ
ЗЕРКАЛО ARTIKME» В КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Развитие науки и
техники постоянно обогащает арсенал методик современного логопеда. Возможности
искусственного интеллекта по распознаванию речи и жестов человека открывают
новые способы коррекционной работы. Новым инструментом речевого и
эмоционального развития детей стал программно-методический комплекс «Умное
зеркало ArtikMe»[3]. Комплекс особенно интересен и эффективен в работе с
дошкольниками с задержкой психического развития. Особенности данной категории
детей предъявляют высокие требования к способности логопеда обеспечить психологический
комфорт и высокий уровень мотивации во время проведения занятий [2]. «Умное
зеркало» позволяет проводить не только логопедическое обследование речи
ребенка, развивать речевое дыхание, совершенствовать мелкую моторику, звукопроизношение,
навыки связного речевого высказывания, но и формировать и развивать
фонематический слух.
Фонематический слух
является основой речевой деятельности. Способность ребенка к слуховому
восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи, особенно близкие
по звучанию фонемы, и определять их последовательность является необходимой
базой не только для формирования правильных артикуляционных укладов, но и
фундаментом для появления грамотной письменной речи в период школьного обучения
[1]. Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по
дифференциации фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.
Таким образом, развитие
фонематических процессов влияет на формирование перцептивных, когнитивных и
регулятивных функций ребенка. Работа по совершенствованию фонематических процессов
начинается еще в раннем дошкольном возрасте с развития сначала неречевого, а
затем речевого слуха. Дети учатся анализировать звучание музыкальных
инструментов, голоса животных, звуки природы и окружающего их мира. На
следующем этапе их внимание привлекается к анализу звуков речи. Эта сложная и
кропотливая работа ведется в соответствии с ведущим видом деятельности детей на
данном этапе развития. Только игровая форма проведения занятий обеспечивает
устойчивый психологический контакт и
создает условия для получения необходимых навыков. Чем разнообразнее
инструменты работы с детьми дошкольного возраста, тем эффективнее выполняются
обучающие задачи.
Программно-методический
комплекс «Умное зеркало ArtikMe» позволяет в игровой форме развивать фонематический слух и
фонематическое восприятие. Работа начинается с распознавания неречевых звуков. Узнавая голоса
домашних животных и подражая им, дети развивают способность узнавать и
различать неречевые звуки. Дети учатся различать высоту, силу и тембр голоса, затем
различают слова, близкие по звуковому составу, и, наконец, различают слоги и
фонемы родного языка.
Интерактивные игры
решают следующие задачи:
• развитие
речеслухового внимания и памяти;
• закрепление навыка
нахождения места звука в слове;
• автоматизация навыка
произношения звуков [к], [г], [т], [д], [с], [з], [ц], [ш], [щ], [ч], [л], [р];
• совершенствование
навыка дифференциации звуков [т]-[т`], [д]-[д`], [к]-[к`], [г]-[г`], [с]-[с`],
[з]-[з`], [р]-[р`], [л]-[л`];
• формирование орфографической зоркости.
Ребёнок произносит
звук, слог или слово в микрофон, а программа распознаёт речь ребенка и в игре
происходит действие персонажа. Для совершенствования навыков дифференциации
звуков ребёнок слышит заданный голосовым сопровождением игры звук и хлопает
один раз (правильно) или два раза (неправильно). Действие в интерактивной игре
продолжается дальше при правильном ответе или сказочный персонаж игры, в случае
неправильного действия ребенка, жестом показывает, что ответ не верен, а цель
игрового действия не достигается. Интерфейс игры предусматривает возможность выбора
этапов работы: звук твёрдый/мягкий, слог с твёрдым/мягким звуком, слово с
твёрдым/мягким звуком. Также имеется инструмент «Конструктор», позволяющий
гибко реагировать на индивидуальные особенности ребенка и создавать собственные методические наработки
из предлагаемого программно-методическим комплексом материала.
Комментарии
Отправить комментарий